среда, 25 июня 2014 г.

МОЛОДЕЖНАЯ ВИДЕОКОНФЕРЕНЦИЯ


Шогик Варданян, Армения


Хочу рассказать об очередном своем piecebuilding опыте. Честно должна отметить, что к большинству таких инициатив я отношусь скептически. К некоторым и вовсе не хочу относиться - если миротворческая (или любая другая) инициатива имеет единственной целью получить грант, и ничего больше. Уверена, что таких примеров в наших странах полно. Бывает еще хуже: «инициатива» начинает вести откровенно антигосударственную деятельность. Как говорится, piecebuilding piecebuilding-ом, но это должен быть обоюдный процесс. Поэтому я к каждой такой программе подхожу настороженно. Но на сей раз мне повезло. 



Организация “Imagine” смогла собрать исключительно трезвомыслящих и интеллектуально подготовленных участников. Не буду рассказывать про весь семинар целиком, остановлюсь только на видеоконференции, которую мы провели с Баку. Несмотря на плохую связь, думаю, у нас вышел отличный диалог. Мы по очереди задавали другой стороне вопросы, отвечали, обсуждали. На мой взгляд, мы доказали, что можно вести очень конструктивную дискуссию, не обходя острые темы. Так как собравшиеся были в основном журналистами, мы обсудили вопрос свободы слова в обеих странах. Меня лично он очень интересовал. Также я подняла вопрос о том, как добиться того, чтобы из СМИ обеих стран исчезла риторика ненависти. Один из участников предложил крайне интересный способ: “Каждый раз, когда пишешь что-то о противнике, представь реакцию твоего друга в этой стране. Ведь у каждого из нас есть знакомые по ту сторону границы”. Впрочем, уверена, что никто из собравшихся не пишет оскорблений, таких среди нас не было. 
Меня крайне обрадовал тот факт, что на вопрос о Рамиле Сафарове (азербайджанский офицер, в 2004 году убил спящего армянского офицера, вместе с которым он проходил обучение в рамках программы НАТО – ред.) - азербайджанская сторона отреагировала очень адекватно. “Мы не считаем его героем”, - был ответ наших коллег. Для меня очень важно обсудить острейшие вопросы без взаимных обвинений. Это большое достижение. 
Еще один крайне важный момент: организаторы и участники инициативы – большие реалисты, несмотря на оптимизм. Мы все прекрасно понимаем, что решить конфликт вряд ли возможно, но его можно трансформировать, и тем самым хотя бы избежать войны. Последнее – самое главное. 
Это был пока первый этап. Дальше у некоторых из нас намечается встреча в Тбилиси и дай Бог реализация совместных проектов.


Комментариев нет:

Отправить комментарий